Среди многих трудностей педагогической работы, усугубляющих психологическое здоровье, особо выделяется её высокая психическая напряженность. Следствием этого может стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические болезни, что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности педагога. На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к окружающим, потеря интереса к работе и к жизни.
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги.
Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних причин и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог. Проблема профилактики выгорания и восстановления психологических ресурсов является очень актуальной.
Для сохранения психологического здоровья воспитателей и педагогов в нашем МДОУ педагогом-психологом совместно с музыкальным руководителем реализуется проект «Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством музыкотерапии», который предлагает комплексный подход к решению данной проблемы.
Цикл занятий по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов - важное и необходимое средство психологической помощи и поддержки педагогов и ориентирована на оказание помощи педагогу в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности.
В проекте мы используем такие психотерапевтические техники как
музыкотерапия, арттерапия, релаксация, упражнения для снятия стресса и нервного напряжения.
Данная работа направлена на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, что способствует улучшению физического здоровья, а также морально-психологического климата в коллективе.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.